Из всех мест сейчас вести с олимпиадных полей, утюг включи - и он про допинг расскажет. С удивлением услышала (не от утюга), что в допинге уличали даже бобслеистов, до сих пор мучаюсь мыслью, какой для бобслеиста может быть допинг? Горох?
В связи с этим вспомнились истории времен первых Олимпиад нового времени. В самом начале они были куда более зрелищными и увлекательными, чем сейчас. Ну и в целом время, когда в аптеках продавали кокаин от зубной боли и опиум вместо анальгина, на один штат Огайо приходилось ровно два автомобиля, и те в один прекрасный день они умудрились столкнуться, а подстреленный во время предвыборной речи президент сказал "Хрен вам, не уйду, пока не доскажу" еще три часа распинался, истекая кровью и перебирая продырявленные пулей 50 листков речи - в общем, время было достаточно веселым. Правда, не для всех, но про рабочих и крестьян, про которых как раз в это время начали радеть Ильич и Феликс, сейчас не будем.
Так вот, в программу игр 1904 года входил марафонский бег. Победителя дисквалифицировали за допинг. Допингом был автомобиль, на котором бегун проехал предпоследний отрезок пути. Тот, который пришел вторым, заканчивал дистанцию, накачанный бренди и стрихнином, потому что где-то посередине пути начал отключаться, что совершенно не входило в планы тренеров. Обдолбав подопечного, тренеры не услышали в себе успокоения и потому поволокли его на себе до финиша, а через финишный порожек направили пинком. Победитель - видимо, от радости - немедленно впал в кому и несколько дней пролежал в больнице. Еще один бегун остановился дозаправиться яблоками, которые оказались незрелыми, в итоге спортсмен в раза в два увеличил скорость и финишировал быстрее всех, но в ближайшем сортире, поэтому победу ему не засчитали. А еще одного бегуна атаковала стая бродячих собак, по каковому поводу он был вынужден пробежать несколько лишних километров, правда, не по официальной трассе, а в кукурузном поле, а потому тоже остался без медали. Кстати, свой марафон раньше был и у негров, в рамках Олимпиады же, но отдельно от белых, и медалей на них никто не тратил.
К слову, в то время негры в спортивном отношении были даже привилегированнее женщин, потому что неграм на Олимпиадах разрешали бегать марафоны, а женщинам только стрелять из лука, а бегать запрещали до 1984 года. (Есть мнение, что участники-мужчины засматривались на колебания дамской анатомии, спотыкались и падали, поэтому перси технически тоже проходили по категории допинга.) В целом это была неплохая возможность пристрелить великомужских шовинистов в рамках движения за права женщин, не знаю, правда, реализовал ее кто или нет.
В другом году, во время соревнований в Стокгольме, один из участников марафона не выдержал, плюнул и умер прямо посреди трассы, а еще одного бегуна, японца, потеряли. Как выяснилось через много лет, несчастное дитя самураев, находясь в состоянии полного изнеможения и дезориентации, сбилось с пути и забрело в частный сад, где люди как раз разбили пикник. Гостеприимные шведы тут же накормили, напоили и уложили гостя спать под пледиком, гость немедленно отключился на несколько часов, а когда проснулся, сильно устыдился позора, самостоятельно добрался до порта, сел на корабль и уплыл обратно в Японию, не сказав никому ни слова.
Возвращаясь в 1904 год, в Сент-Луис, стоит упомянуть еще одно нововведение игр - "антропологические дни", с которыми подсуетились организаторы проходившей одновременно с играми Всемирной выставки. По задумке учредителей, аборигены должны были продемонстрировать первобытную красоту и прирожденную спортивность нецивилизованных племен. Для этого в Америку со всех концов света свезли пигмеев, африканских негров, индейцев, которых смогли отловить в джунглях, эскимосов и прочих не обезображенных цивилизацией людей. Разумеется, никто из гостей не говорил по-английски и некоторые вообще слабо понимали, что происходит. По первости офигевшие аборигены даже бегали друг за другом и пытались подстрелить соперников, но потом приставленные к ним переводчики знаками показали "прыгни туда" и "стрельни туда". Не видя смысла в происходящем, аборигены с большим сомнением на лице прыгали и стреляли ̶н̶а̶ ̶о̶т̶ъ̶е как попало, в результате показали полную спортивную неподготовленность, и организаторы удовлетворенно заявили, что природная ловкость туземцев - это миф, и белый человек конечно же превосходит остальные виды по всем пунктам. А Пьер де Кубертен в гневе покинул стадион и обозвал происходящее возмутительным расизмом. С тех пор антропологические дни больше не проводили, да и марафон из списка состязаний тоже через пару лет вычеркнули.
Умели же люди развлекаться.